«Боюсь менять работу»: как помочь преодолеть страх


В работе с клиентами очень часто можно услышать о страхе смены работы. Во время консультаций и коуч-сессий мы не будем заниматься психоанализом и «раскапывать» корни страхов, наша задача — помочь клиенту преодолеть эти сомнения.

Страх смены работы может включать в себя много самых разных вариаций:

  • не смогу найти новую работу и кончатся деньги;
  • а вдруг я буду неуспешен на новом месте;
  • я в этой компании 10 лет, а если я не смогу на новом месте прижиться
  • боюсь менять сферу, я же снова стану «новичком»;
  • не оправдаю ожиданий руководителя на новом месте
  • всегда устраивался по знакомству и не умею проходить собеседования

По факту все это — страх неудачи. Именно с ним мы и будем работать.

    Осознание страха

    Признание клиентом страха смены работы — это важный первый шаг. На этом этапе консультант расспрашивает клиента о том, каким видится ему этот страх, чего он особенно боится. Чем подробнее клиент опишет свои опасения, тем лучше, поэтому удобнее это делать в письменном виде. Когда клиент описывает страх на бумаге, он облекает его в конкретную форму, и сам начинает управлять им.

    Внизу я предлагаю простую методику, состоящую из ряда вопросов, которые помогут клиенту взглянуть на ситуацию с другой стороны.

    ● Что самое ужасное может случиться в этой ситуации?

    ● Какие есть реальные угрозы?

    ● Представьте, что самое ужасное случилось — что Вы будете делать?

    ● Какие есть варианты действий?

    ● Что Вы можете предпринять для улучшения ситуации?

    Осознание того, что даже из самого ужасного сценария есть выход, помогает клиенту снять эмоциональную напряженность. В некоторых случаях уже одних ответов на эти вопросы хватает, чтобы убрать беспокойство.

    Как страх соотносится с целью

    Еще один вариант работы по преодолению страха — техника 10/10/10. Предлагаем клиенту поразмышлять над разными сценариями развития событий, исходя из его цели. Как страх смены работы влияет на его карьерную цель?

    Просим клиента поразмышлять над следующими вопросами:

    1. Если я преодолею этот страх и перейду на новое место — приведет ли это меня к той карьерной, профессиональной цели, которой я хотел бы достичь?

    Как я в этом случае буду относиться к своему решению через 10 минут/10 месяцев/10 лет?

    2. Если я не буду бороться с этим страхом и оставлю все, как есть — как это отразится на моей карьерной цели? Смогу ли я ее достичь другим путем?

    Как я в этом случае буду относиться к своему решению через 10 минут/10 месяцев/10 лет?

    Этот метод хорош тем, что помогает за короткий срок «взвесить» варианты и определиться с приоритетами, если клиент склонен к нерешительности.

    В масштабе 10 лет ситуация выглядит совсем иначе, и увеличивается шанс посмотреть на нее более объективно.

    Взгляд со стороны

    Каждый клиент — уникальная личность и для тех, кому не подошли предыдущие методики, можно предложить взглянуть на свой страх со стороны.

    Консультант просит клиента: «Представьте, что кто-то из Ваших знакомых или друзей рассказывает Вам такую же ситуацию — описывает свои опасения при смене работы. Какой бы совет или рекомендацию Вы бы могли ему дать? Какие аргументы привели бы Вы в пользу того или иного решения?»

    Отстранившись от своего обостренного восприятия, клиент может с помощью этой методики расширить свое видение и открыть новые варианты.

    Точка опоры — планирование

    Дополнительной поддержкой для клиента в работе по преодолению страхов может быть создание плана действий. Когда появляется ясность первых шагов, то проще перестать себя «накручивать»: человек сосредотачивается на четких действиях, и эмоции вместе с паническим настроением отходят в сторону.

    Для этого можно воспользоваться методикой GROW — она известна многим коучам и консультантам. 

    Возвращаем клиента к его цели, обрисовываем вместе с ним желаемый результат:

    ● Какого результата Вы хотели бы добиться в итоге?

    ● Как Вы себя будете чувствовать, когда достигните этой цели?

    ● Какой результат будет идеальным?

    Проводим анализ ситуации и имеющихся ресурсов:

    ● Как Вы опишите текущее положение дел?

    ● Вы уже предпринимали какие-то шаги?

    ● Был ли ранее опыт прохождения таких ситуаций?

    ● Каковы имеющиеся ресурсы? Кто-то может помочь с недостающими ресурсами?

    ● Наблюдали ли Вы аналогичные ситуации у других людей, видели ли пути решения?

    Далее идет описание возможных вариантов достижения результата:

    ● В том случае, если бы у Вас были все необходимые ресурсы, что бы Вы сделали?

    ● Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы добиться лучшего результата?

    ● Что уже работает на Вас в этой ситуации?

    Планирование шагов достижения результата:

    ● Какие могут быть первые шаги, которые Вы готовы сделать?

    ● Что можно было бы сделать прямо сейчас?

    ● Определите, какие сроки Вы установите для себя по планомерному достижению цели

    ● Какими могут быть альтернативные действия?

    Это далеко не все варианты вопросов по методике GROW, но суть ясна: «приземление» клиента, возвращение к настоящему и возможность более четко сформулировать свои шаги.

    Страх смены работы, как и страх неудачи, относится к будущему. Человек рисует негативные картины того, что могло бы произойти. Вместо этого с помощью консультанта он акцентирует внимание на настоящем моменте и начинает мыслить в позитивном ключе, после чего уже готов приступить к действиям.

     

     

    Мария Улитина, top-career.ru



https://hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *