Как не попасть в ловушку Треугольника Карпмана в карьерном консультировании


В моей практике было два кейса, когда родители просили меня поработать над вопросом поиска работы их взрослых детей.

Первый кейс

Молодой человек 24 лет, есть опыт работы в банке. Был уволен из-за того, что попал в плохую историю с микрозаймами, на работу позвонили коллекторы и его уволили по требованию службы безопасности. Первое время пытался искать работу, но неуспешно. Сейчас работу не ищет, сидит дома.

Новости здесь.

Ко мне обратилась его мама с просьбой помочь. В ходе беседы предлагала использовать манипуляции, чтобы воздействовать на сына: «Я вам заплачу, а вы ему скажите, что работаете с ним в долг, чтобы он вам с первой зарплаты отдал».

Второй кейс

Девушка, 25 лет. Опыт работы в разных компаниях минимальный по несколько месяцев. Нет желания работать, есть желание найти мужчину, который будет ее содержать. Обратилась мама, к которой дочь вернулась после очередных неудачных отношений. Мама отказывается финансово помогать, но готова оплатить необходимое количество консультаций.

Что такое треугольник Карпмана

Работа с клиентами очень часто идет на границе профессиональной карьерной помощи и психологической. Для описания этих кейсов хорошо подходит модель «треугольника Карпмана».

Это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе. Модель была впервые описана Стивеном Карпманом, поэтому носит его имя. Обычно состоит из трех ролей: жертва, преследователь и спасатель.

Исходя из этой трактовки роли распределились следующим образом:

  • родитель (заказчик услуги) — преследователь («меня не устраивает, что мой сын/дочь не работает»),
  • ребенок (клиент) — жертва («я не хочу работать/меня попросили с вами побеседовать»),
  • карьерный консультант — спасатель (желаемая роль с точки зрения родителя-заказчика).

Как не попасть в треугольник Карпмана

В начале консультационной практики есть риск войти в этот треугольник и «причинить всем добро». Поддаться искушению, что владея инструментами и знаниями, консультант может легко решить такую ситуацию. Но карьерный консультант — не спасатель Малибу, который может прыгнуть в любой штормящий водоем и вытащить тонущего клиента.

Здесь уместнее будет предложить дополнительную помощь психолога или психотерапевта, иначе тонущий потопит неопытного спасателя. Результатом неправильного взаимодействия будет разочарование с двух сторон: консультанта, который не смог решить запрос, и заказчика, который не увидел желаемого для себя результата.

Так как эта ролевая модель заведомо является непрофессиональной и не ведет к желаемому результату, то заказчикам в обоих случаях я озвучила несколько условий, которые помогли остаться в профессиональном поле и не войти в роль «спасателя»:

1. Карьерный консультант придерживается этических правил:

  • не обманывает клиента, не использует предлагаемые заказчиком манипуляции и рекомендации («напугайте», «надавите», «будьте построже»);
  • не обсуждает информацию, которую клиент считает конфиденциальной, с заказчиком (такая информация была озвучена со стороны клиента и не предоставлена заказчику в отчете).

2. Карьерный консультант не гарантирует результат, ожидаемый заказчиком, так как работа по итогам консультации должна быть проведена клиентом. Для поиска работы были предложены инструменты, выслано домашнее задание.

3. Карьерный консультант — не психолог или психотерапевт, который решает глубинные взаимоотношения в семье заказчика. Он не дает оценок поведению или действиям заказчика или клиента.

4. Карьерный консультант предоставляет письменный отчет по итогам сессий, указывая инструменты и результаты диагностики.

Обсудив с заказчиком и приняв за основу работы этические правила, я провела несколько сессий.

Консультация с молодым человеком

Количество сессий: одна.
Запрос: не могу устроиться на работу.
Основной опыт был в банковском секторе, он рассматривал вакансии только из этой сферы. Получал отказы в течении нескольких месяцев.

Что было сделано: мы составили список направлений, куда он может развиваться профессионально, исключив банковский бизнес. В итоге получилось 7 вариантов (логистика, турбизнес и т.д.). В качестве домашнего задания я предложила выбрать два-три варианта, на которых он сфокусируется и пришлет мне примеры заинтересовавших его вакансий.

Итог: выполненного домашнего задания я от него не получила. По словам мамы молодой человек оживился: впервые за долгое время вышел на контакт и стал обсуждать с родителями возможные варианты. Дальнейшая его история мне неизвестна.

Консультация с девушкой

Количество сессий: две.
Запрос: я хочу понять, куда мне развиваться и где работать.

Что было сделано: создан список направлений и компаний, где бы хотелось работать (первая сессия). Уточнены требования к компании и руководителю, вышли на основной мотив по поиску работы (вторая сессия).

Домашнее задание: найти вакансии и пройти собеседование.

Итог: на момент написания данной публикации клиентка прошла несколько собеседований в компании, которые ей интересны (куратор учебных групп). Периодически обращается за помощью в вопросах проверки надежности компании. Сейчас трудоустроилась администратором в салон, но работает ради денег. Есть предварительная договоренность о третьей сессии, где мы с ней окончательно сформируем понимание развития. Также я предложила проработать выявленные личные «болезненные» истории с психологом.

Екатерина Шабанова, top-career.ru/



https://hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *